Виды грузовых автомобилей: обзор основных категорий и их применение

Дата
21 августа 2023 г.

Автомобильные перевозки занимают более 45% общего грузооборота в России. Несмотря на динамичное развитие железнодорожной сети и водного транспорта, автомобили остаются незаменимы на локальных маршрутах и при перевозке малотоннажных изделий.

Постоянно усложняющаяся дорожная инфраструктура и растущий поток машин, требуют постоянной актуализации нормативной базы.

Сегодня, грузовые автоперевозки регулируются следующими нормативными документами:

  • Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 №2200 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"
  • международным соглашением о Дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR);
  • правилами дорожного движения в редакции от 24.10.2022 г.

Разнообразие товарной продукции и постоянно растущие требования участников рынка, привели к разработке и внедрению широкой линейки грузовых автомобилей и прицепных устройств.

Классификация грузового автотранспорта

С целью стандартизации терминологии, а также дифференцированному и рациональному использованию транспорта принята следующая классификация грузовых транспортных средств (ТС).

Закрытый

Цельнометаллический

Изотермический

Тентованный

Рефрижератор

Промтоварный

Открытый

Бортовой

Низкорамный

Платформа

Специальный

Цистерна

Строительный

Спецтехника

Каждый класс описывает определённые технические параметры: автомобиля, кузова, тягача или прицепа.

Классификация грузовых автомобилей по составу

Одиночные - представляют собой кабину, силовой агрегат и грузовой отсек собранные на единой раме, в одном корпусе.

Седельные – имеют единую грузовую раму и автономную кабину.

Автопоезд - состоит из седельного ТС и прицепа.

Прицепной – состоит из тягача и прицепа, в виде фургона или платформы.

 

Классификация грузовых автомобилей по назначению 

К специальным ТС относятся автомобили, предназначенные для выполнения определённых функций, например:

  • автокраны;
  • пожарные машины;
  • кареты скорой помощи;
  • панелевозы и т.п.

Специализированные грузовики перевозят определённый тип груза, например:

  • цемент навалом;
  • бетонную смесь;
  • пищевые жидкости;
  • природный газ и т.п.

Данные ТС оборудованы агрегатами и устройствами для решения узкопрофильных задач.

Виды грузовых автомобилей в зависимости от полной массы и грузоподъёмности

Чем больше полная масса, тем более массивный грузовик. Соответственно с увеличением массы расширяется область применения транспортного средства (кроме спецтехники).

Так лёгкие автомобили используются для локальной доставки небольших, единичных грузов и товаров из магазинов. Традиционно такие авто имеют малую грузоподъёмность и не приспособлены для использования с прицепами.

Автомобили весом до 8 т. относятся к среднему классу и используются для перевозки грузов весом до 5 т. – это самый распространённый грузовой автотранспорт для доставки по городу и региону.

Двадцатитонные автомобили, способны перевозить тяжеловесные грузы на значительные расстояния, их применяют для междугородних и международных перевозок.

Крупнотоннажные и длинномерные транспортные средства, чаще всего состоят из тягача и прицепа различной конструкции. Для безопасного движения, такой транспорт имеет обозначения, обеспечивающие их идентификацию на дороге. 

Виды кузовов грузовых автомобилей:

Закрытый

Цельнометаллический

Изотермический

Тентованный

Рефрижератор

Промтоварный

Открытый

Бортовой

Низкорамный

Платформа

Специальный

Цистерна

Строительный

Спецтехника

 

В цельнометаллических, промтоварных и тентованных кузовах, доставляют штучный упакованный груз, который можно перемещать на погрузчике или при помощи специальных устройств. 

В изотермических и рефрижераторных фургонах, перевозят скоропортящиеся товары, такие как продукты питания, а также медикаменты и реактивы, требующие соблюдения температурного режима. 

Разновидностью открытых бортов, являются самосвалы, для транспортировки сыпучих материалов. А строительный кузов, оснащён манипулятором, позволяющим выполнять погрузоразгрузочные операции с высокой степенью автономии.

Виды прицепов для грузовых автомобилей

В грузовых автомобилях используются рамы различной конструкции, а также прицепные платформы. 

Тенты – облегчённые матерчатые или полимерные покрытия на металлическом каркасе. Тенты получили популярность благодаря возможности выполнять как заднюю, так и боковую погрузку/разгрузку, а также при необходимости разобрать покрытие.

«Джамбо» - тентованный прицеп на раме с уменьшенным диаметром колёсных дисков. За счёт этого увеличивается полезный объём грузового отсека.

Цельнометаллический – надёжный грузовой отсек. Может иметь как рамное исполнение, на едином каркасе с грузовиком, так и прицепное. Существенным недостатком является задний способ загрузки/выгрузки.

Изотермический – разновидность цельнометаллического, оборудованного теплоизоляцией, поддерживает постоянную температуру, но не охлаждает.

Рефрижератор – грузовой отсек оборудован кондиционером, охлаждающим товар в период перевозки. Способен поддерживать температуру от +12 до -25 градусов.

Открытые борта – позволяют перевозить грузы, устойчивые к температурным перепадам и атмосферным осадкам. 

Контейнеровозы – специальные платформы и прицепы, оборудованные фиксаторами для установки и крепления контейнеров.

Автовозы – платформы, оборудованные для доставки легковых автомобилей.

Лесовозы – прицепы, оборудованные для транспортировки длинномерных объектов: трубы, лес, металлопрокат.

Низкорамные тралы – разработаны специально для транспортировки негабаритный и крупнотоннажных грузов.

Цистерны – в зависимости от конструктивного исполнения, используются для доставки жидкостей и сжиженных газов.

Классификация транспортных средств по виду топлива

Вид используемого топлива зависит от типа силового агрегата автомобиля. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) работают на бензине, дизельном топливе или газе. На малотоннажных автомобилях начали применять электрическую тягу, но это пока носит скорее экспериментальный характер.

Наибольшее распространение получили дизельные двигатели. Они неприхотливы, экономичны и долговечны.

На автомобилях занятых в локальных перевозках установлены бензиновые ДВС, которые переоборудуют под газ.

Классификация транспортных средств по количеству осей

От числа осей зависит грузоподъёмность и маневренность автомобиля. Чем тяжелее груз, тем более актуальна необходимость равномерного распределения веса между осями.

Сегодня для доставки сыпучих грузов на значительные расстояния используют 5-осные грузовики. Таким образом удаётся за одну ходку обеспечить стройплощадку достаточным количеством песка или щебня. Достигается ощутимая экономия средств на перевозках.  

Классификация по колёсной формуле

Колёсная формула указывает на долю ведущих в общем числе колёс. 

Так 4 х 2 обозначает, что у грузовика 4 колеса и 2 из них ведущие.

4 х 4 обозначает, что ТС имеет полный привод.

Чем больше колёс участвует в приводе, тем более проходимо ТС. При этом, потребляется больший объём топлива.

Важно! Общее и ведущее количество колёс всегда кратно 2.

Применение грузовых автомобилей, в зависимости от класса

Классификация грузового автомобильного транспорта позволяет рационально использовать ТС, для решения широкого круга задач.

Так, для внутригородских перевозок и доставки единичных товаров используют малотоннажные, двухосные одиночные автомобили, работающие на газе. Например, ГАЗЕЛЬ.

А для перевозок внутри региона, целесообразно применять среднетоннажный, седельный, тентованный, трёхосный транспорт. Такие автомобили доставят партию грузов в райцентр или привезут урожай с поля на рынок.

Для автоперевозок по стране целесообразно использовать прицепной тип грузовика, состоящий из тягача и прицепа. Такая фура может единоразово перевезти до 20 т. При этом, прицеп можно оставить на логистическом терминале, а тягач задействовать для решения локальных проблем.

Инновации в грузовых автоперевозках

Сегодня, инженеры решают задачу, внедрения беспилотных систем в междугородних грузоперевозках.

Наряду с доработкой конструкции автомобиля, мероприятия включают в себя модернизацию дорожной инфраструктуры, установку навигационных устройств вдоль маршрута, разработку специализированного программного обеспечения, обучение операторов.

Беспилотные системы уже применяются на открытых разработках полезных ископаемых и демонстрируют положительный результат.

Так что на скорое появление грузовиков без водителя, специалисты смотрят с оптимизмом.

А пока классификация грузовых автомобилей помогает рационально использовать парк и ощутимо экономить горюче-смазочные материалы.

Чтобы правильно подобрать транспортное средство, необходимо обращаться к специалистам.

Интересные статьи