Грамотная упаковка груза - ключевой аспект его корректной транспортировки. От того, насколько это соответствующий регламенту процесс, зависит не только целостность перевозимого товара. С упаковкой напрямую связана, например, безопасность персонала компании-перевозчика, других участников дорожного движения и даже случайно оказавшихся рядом людей.
Например, если вы решите перевозить хрустальные сервизы, просто составив их друг на друга - груз наверняка разобьется. А осколки, которые разлетятся во все стороны на большой скорости (особенно если мы говорим о железнодорожной перевозке), могут серьезно травмировать любого, кто по случайности окажется неподалеку. Кроме того, экстренная ситуация станет причиной задержек, оформления дополнительных бумаг и, само собой, нежелательных убытков для всех сторон.
В этом тексте мы расскажем о том, как и во что стоит упаковывать груз, чтобы тот благополучно добрался до получателя. Также расскажем, какие есть требования к упаковке и маркировке груза, обсудим тонкости соблюдения актуальных нормативов.
Очевидно, что упаковка нужна не только для эстетического оформления товара. Она выполняет весьма конкретную функцию - позволяет продукции не испортиться и не повредиться. Поэтому и требования к упаковке груза при перевозке весьма однозначные.
Важно позаботиться о том, чтобы перевозка проходила с использованием, например, амортизирующих материалов и уплотнителей.
Подходить к выбору таких материалов тоже нужно с умом. Следует учитывать материал, из которого выполнен груз, его размеры и негабаритность (если она имеет место). Например, для небольших предметов подойдет поролон. А, скажем, бытовую технику обычно перевозят с использованием пенопласта - это бюджетный материал, но позволяющий вместе с тем уберечь товар от царапин и вмятин. Широко используется и воздушно-пузырчатая пленка.
Кроме того, не стоит устанавливать груз так, чтобы осталось много свободного пространства в грузовом транспорте. Любая неровность дорожного полотна, турбулентность при воздушной перевозке или крутой поворот в этом случае почти неизбежно приведут к повреждению перевозимого груза. Если в вагоне, кузове, грузовом отсеке к началу перевозки осталось в избытке свободного места - воспользуйтесь уплотнителями. Они заполнят пустоты и не дадут коробкам и ящикам свободно перемещаться в пространстве. С этой ролью неплохо справляется обычный картон. Также можно использовать пенообразные герметики, вспененный полиэтилен или полистирол в гранулах.
Благополучная грузоперевозка зависит также и от того, насколько грамотно специалисты подберут для товара саму упаковку. Тут тоже придется оглядываться на требования к упаковке груза. Крайне важно учесть и обеспечить партии упаковку должной жесткости и прочности - это позволит избежать повреждений груза или его приведения в негодность.
Например, напитки в стеклянной таре необходимо транспортировать с использованием сотообразных перегородок из гофрированного картона. Такие жесткие “ячейки” амортизируют вибрацию во время движения и не дают таре биться друг об друга.
В жесткой упаковке - цистернах, обрешетке, деревянных ящиках и так далее - необходимо перевозить все, что имеет высокую ценность, что легко поцарапать или проколоть и что легко меняет форму. Например, какое-либо хрупкое оборудование, жидкие грузы, неразборная мебель.
Еще одна гарантия того, что груз не будет “гулять” от стенки к стенке - фиксация как внутри упаковки, так и поверх нее. Сегодня самыми распространенными средствам фиксации являются:
Фиксация груза даст экспедитору гарантию, что тот останется на своем месте на протяжении всего маршрута. А значит, удастся избежать незапланированного переноса всего веса на одну сторону и создания из-за этого аварийных ситуаций. Кроме того, закрепленный груз точно не выпадет где-нибудь по пути, не перевернется и не деформируется.
Внутри самой упаковки практичнее всего использовать разного рода амортизирующие материалы - о них мы писали выше. Заполнение пустого пространства в коробке или ящике не даст находящимся в них предметам перемещаться, биться и тереться о стенки своей упаковки. Мы также советуем воспользоваться несколькими теническими хитростями:
Маркировка несет в себе важную информацию о грузе - например, указывает, в каких условиях требуется его перевозить. В России существует стандарт – ГОСТ 14192-96. Он регламентирует все аспекты маркирования груза. Базова маркировка делится на несколько видов:
Вид маркировки |
Описание |
Без тары |
Используется для грузов, транспортируемых без упаковки. Ставится на каждую единицу товара. |
Транспортная |
Ставится на грузовое место. При перевозке в вагоне или контейнере сообщает только о весе груза. Выполняется из бумаги, картона, фанеры или металла. |
Манипуляционная |
Делают контрастно - например, черный рисунок на белом фоне. Рекомендовано избегать цветов, которые традиционно обозначают опасный груз. Нужны, чтобы обозначить условия перевозки. |
Все тот же ГОСТ требует, чтобы на упаковке обозначалась вся важная информация о находящемся внутри грузе - например, адрес доставки, габариты, условия хранения.
Всего существует 4 категории надписей: основные, дополнительные, информационные и манипуляционные. О последних мы уже писали чуть выше. Теперь более подробно - об оставшихся трех.
Категория маркировки |
Какие данные содержит |
Основная маркировка |
Сведения о конечном адресе и самом получателе. При перевозке сборных грузов также вписываются порядковые номера и число единиц. |
Дополнительная маркировка |
Информация об отправителе, включая адрес, реквизиты перевозчика. |
Информационная маркировка |
Данные о габаритах в см, вес и суммарное число единиц товара внутри упаковки. |
Не менее внимательно следует отнестись и к маркировке особых грузов. Например, обязательно прикрепить специальную наклейку на хрупкий товар, промаркировать живой и скоропортящийся груз. Отдельно обозначаются негабаритные, тяжеловесные и свисающие грузы.
Крайне важно, чтобы информация на упаковке соответствовала тому, что лежит внутри нее. Также необходимо, чтобы сама упаковка отвечала всем существующим ГОСТам и нормативам - актуальные требования лучше перепроверить перед тем, как упаковывать груз. Требования могли смениться совсем недавно и информация просто не успела дойти до вас.
Если вы планируете отправлять груз за пределы страны - внимательно изучите международные упаковочные стандарты и узнайте, какие требования предъявляются к упаковке грузов именно в вашем случае. Например, по правилам обязательно требуется, чтобы упаковка не имела видимых повреждений и доступа к вложению (имеются в виду, например, сквозные дырки в картонных коробках), была сухой и чистой. Все, что вы положите в потрепанную, рваную, не гарантирующую сохранность груза упаковку, принято не будет. Кроме того, международные стандарты не предусматривают транспортировку в мягкой упаковке - она считается слишком ненадежной.
Кратко подведем итоги. Упаковка играет колоссальную роль в вопросе сохранности груза и корректности его перевозки. Выбор подходящего материала и типа упаковки нивелирует риск повреждений товара из-за вибраций или соприкосновения единиц продукции друг с другом. А грамотная маркировка позволит обеим сторонам сделки быть уверенными в том, что предмет их договора не только доедет в срок, но и прибудет в пригодном для использования или реализации состоянии - например, продукты питания не испортятся, живой груз не погибнет от жары и так далее.
Мы настоятельно рекомендуем предпринимателям не руководствоваться только идеями экономии при выборе упаковки. Не стоит из всех допустимых вариантов выбирать один только потому что он стоит меньше всего. Подойдите к вопросу со всей ответственностью, изучите все аспекты - и остановитесь на том варианте, который дает самую надежную гарантию сохранности груза.