В соответствии с установленными правилами, на автомобиль, прицеп или контейнер наносится знак TIR, а водитель должен иметь Carnet TIR. Для России, книжку международной дорожной перевозки (МДП-книжку).
Transport International Router (TIR) – переводится как международная дорожная перевозка.
Государства, члены КДПГ, обязаны соблюдать специальный режим досмотра грузовых автомобилей, пересекающих границу как в случае экспорта/импорта, так и транзита груза через их территорию. В частности, допускается:
TIR позволяет быстро транспортировать товары через территории многих стран, с минимальной бумажной волокитой на границе. А после введения электронной системы Safe TIR заинтересованные лица в любой момент могут проверить статус перевозки и локацию транспортного средства (ТС), система позволяет безопасно обмениваться информацией о грузе, перевозчике, маршруте, пунктах отправления и доставки.
Чтобы пользоваться льготным режимом таможенного досмотра, предусмотренного соглашением КДПГ, транспортной компании необходимо выполнять ряд международных и национальных требований.
Во-первых. Зарегистрироваться в International Road Transport Union (IRU) – международном союзе автомобильного транспорта (МСАТ) и пройти аккредитацию.
Во-вторых. Встать на учёт в региональном отделении Федеральной таможенной службы (ФТС), предоставив установленный пакет документов, в том числе:
В-третьих. Получить допуск к международным перевозкам в транспортной инспекции. Для этого подать пакет документов, в том числе:
В-четвёртых. Оформить сертификат соответствия транспортного средства международным экологическим нормативам и требованиям безопасности.
В-пятых. Оформить свидетельства на прицеп/контейнер, в региональном отделении ФТС.
Далее, необходимо обратиться в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), чтобы получить знак TIR и книжку МДП.
МДП-книжка (Carnet TIR) представляет собой крупноформатный блокнот с листами разного содержания и цвета:
Книжка выдаётся в единственном экземпляре на весь маршрут перевозки и имеет уникальный номер из 2-х латинских букв и 7-и цифр.
Основные сведения о товаре и маршруте содержаться в грузовом манифесте, а именно:
МДП заполняется перед перевозкой и не должна содержать недостоверной информации, помарок и исправлений. При обнаружении несоответствий, инспектор имеет право арестовать груз, а автомобиль разместить на штраф-стоянке.
В зависимости от продолжительности маршрута и количества транзитных стран, МДП может содержать 4, 6, 14 и 20 отрывных пар листов, что соответствует пересечению границ до 10 стран.
В процессе доставки груза, при въезде на территорию государства, в зоне пропуска, таможенные органы оставляют себе отрывной лист, делая необходимые пометки на корешке. Процедура называется – открытие МДП.
При выезде с таможенной территории, в зоне пропуска, инспектор, делает запись и отрывает ещё один лист, таким образом, закрывая МДП.
Листы должны отрываться без пропуска. Неправильное заполнение является нарушением и влечёт санкции к водителю и транспортной компании.
При использовании системы Safe TIR, каждое действие заносится в электронную базу данных, обеспечивая прослеживаемость груза. Таким образом, заинтересованные лица получают дополнительные возможности:
Также, исключается возможность корректировки записей и внесения изменений в утверждённый маршрут.
Несмотря на усилия государств-членов КДПГ строго придерживаться достигнутых договорённостей, правительства некоторых стран вводят дополнительные барьеры исходя из национальных или ситуационных интересов.
Так российские власти в ответ на недружественные действия европейских стран внесли изменения в правила оформления МДП.
Перед въездом на территорию таможенного союза необходимо зарегистрироваться на сайте Электронного предварительного информирования (ЭПИ), подать информацию о грузе и получить специальный MRN-номер, который нужно предъявить таможенному инспектору.
В пунктах пропуска на территории РФ требуется оформление транзитной декларации национального образца, с документами, гарантирующими уплату пошлины.
При закрытии МДП, на пункте пропуска необходимо оформить все документы в течение 3-х часов, иначе ТС с грузом будет помещено на штрафстоянку.
Действия властей привели к конфликту между ФТС и российским отделением IRU. А после введения санкций в отношении товаров и перевозчиков из России со стороны стран Евросоюза, полноценное функционирование системы TIR стало под вопросом.
Несмотря на имеющиеся противоречия, КДПГ ищет пути разрешения конфликтов, в том числе предлагая формировать альтернативные маршруты через территорию государств не вовлечённых в санкционную борьбу.
За десятилетия существования система TIR доказала свою эффективность, в преодолении таможенных барьеров. Благодаря КДПГ были значительно упрощены процедуры досмотра и оформления документов. Сократилось время нахождения груза в пути, уменьшили транспортные расходы. А после внедрения электронной системы Safe TIR, информация стала более защищённой и общедоступной.
Изучая правила международных перевозок и возможности преодоления барьеров, грузоперевозчики значительно повышают эффективность, демонстрируя открытость и вытесняя с рынка недобросовестных конкурентов.
За консультацией по присоединению к системе TIR-перевозки всегда можно обратиться к профессионалам нашей компании.