Способы крпления груза

Дата
23 сентября 2023 г.

Перевозка грузов сопряжена с выполнением комплекса организационно-технических мероприятий. Определение способа крепления груза и соблюдение установленных требований – одна из основных задач направленная на обеспечение сохранности имущества и безопасности во время транспортировки.

В случае ошибок при разработке схемы установки и фиксации груза на транспортном средстве (ТС), а также ненадлежащем выполнении требований, объект может выпасть из кузова, съехать с платформы или опрокинуть ТС. Таким образом, будет спровоцировано ДТП, авария на железной дороге, кораблекрушение или авиакатастрофа. При этом, ущерб измеряется не только порчей или утратой товара и имущества участников движения, но и потерей ТС перевозчика, ущербом для здоровья пострадавших, а в худшем случае, человеческими жертвами.

При определении способа крепления учитывают следующие факторы:

  • условия перевозки и тип ТС;
  • вид и технические характеристики груза, с учётом категории опасности;
  • способ упаковки;
  • маршрут движения;
  • технические возможности, при выполнении погрузо-разгрузочных работ;
  • государственные и региональные нормативные требования.

Процесс погрузо-разгрузочных операций и крепления регламентирован правилами и инструкциями, разработанными на основании законодательных актов и стандартов.

Нормативные требования

В связи с рисками чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим размещением и креплением груза, условия организации перевозок установлены в национальных и международных нормативных актах, среди которых:

  • «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом» утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272; 
  • «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 10.07.2023);
  • "Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах" (утв. МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943) (с изм. от 23.10.2017);
  • ГОСТ26653-2015 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования»;
  • EN12195-2010 «Крепление грузов на автотранспортных средствах. Безопасность»; 
  • EN12642-2017«Конструкция кузова коммерческого транспортного средства. Минимальные требования»;
  • другие отраслевые нормативные акты.

Невыполнение требований влечёт остановку движения ТС и наложение административных санкций на должностных лиц транспортной компании.

Устройства на транспортных средствах предназначенные для фиксации грузов

Практически все грузовые отсеки имеют конструктивные элементы для крепления груза. Исключения составляют цистерны, кузова самосвалов, открытые вагоны и трюмы кораблей – предназначенные для перевозки жидкостей, газов и сыпучих грузов.

Одним из условий устойчивости на полу кузова, ж/д платформы или палубы судна, является применение покрытия с высоким коэффициентом трения, исключающее скольжение. Если пол кузова или железнодорожной платформы деревянный, для надёжного крепления, груз размещают в таре, которую прибивают гвоздями.

Также, в качестве крепёжных приспособлений выступают стационарные петли, предусмотренные конструкцией кузова, прицепа или платформы. Через петли продевают проволоку, канат, ремни или зацепляют крюк, чтобы зафиксировать объект в неподвижном состоянии в грузовом отсеке.

Для доставки контейнеров и танков, в конструкции тары и на ТС предусмотрено устройство стандартной конструкции - твистлок, позволяющий быстро запереть замок, без дополнительных приспособлений.

При необходимости доставки геометрически сложных и/или негабаритных изделий, может понадобится изготовление специального лафета и разработка нестандартных решений.

Конструктивные элементы для крепления объекта при перевозке

Когда речь идёт об отгрузке технологического оборудования с завода-изготовителя или доставке упакованной продукции в специализированной таре – в конструкции груза предусматривают дополнительные элементы, обеспечивающие безопасное выполнение такелажных работ, а также надёжное крепление на ТС.

Необходимость деталей для перемещения и фиксации продукции, а также тип и конструктивное исполнение тары определяют на этапе формирования технического задания на проектирование. При этом указывают, вес, габаритные размеры изделий и предполагаемый способ доставки потребителю.

Например, промышленные воздухосборники компрессорных станций снабжены петлями и опорами для зацепа крюками и установки на транспортировочные брусья, а тара в виде поддонов и ящиков дополнительными планками на дне, позволяющими использовать погрузчик с вилами, ремни или канаты.

Приспособления для крепления груза на ТС

На сегодняшний день разработан широкий спектр приспособлений, а также способов размещения и крепления в кузове, на платформе или на палубе.

Распорки и клинья

Деревянные распорки и клинья являются нерегулируемым средством фиксации.  Их используют при перевозке в контейнере, кузове автомобиля или прицепа, а также в открытых вагонах и на палубах. Это дешёвый и простой способ зафиксировать груз, в неподвижном состоянии благодаря установке брусьев между бортом и объектом. После доставки, распорки и клинья демонтируют, для повторного монтажа или использования не по назначению.

Таким образом, перевозят металлопрокат, пиломатериалы, поддоны с товаром.

Регулируемые металлические распорки

Представляют собой приспособление, состоящее из наружной и внутренней планок с механизмом фиксации.

После установки груза в кузове или вагоне, распорки устанавливаются между бортом и объектом. Внутренняя планка, выдвигаясь из наружной, фиксирует груз в неподвижном состоянии. По прибытии в пункт назначения, приспособление складывается, высвобождая объект.

Приспособление многоразового использования, не требующее особых затрат на эксплуатацию.

Канаты

Использование верёвок, самый древний способ закрепить груз на ТС. В прежние времена применяли пеньковые канаты. Сегодня верёвки производят из полипропилена или полиамида. Синтетическое волокно превосходит пеньку по функциональности, прочности и долговечности.

При помощи канатов увязывают и фиксируют изделия нестандартной формы. Также канаты используют для такелажных работ.

Металлическая проволока

Используется для увязки длинномерных грузов и крепления к стационарным петлям на ТС. В связи с тем, что проволока не обеспечивает постоянное жёсткого соединения, её применяют при перевозках на небольшие расстояния, для открытых кузовов и платформ.

Стальные тросы

Металлический трос используют для грузоподъёмных работ, а также фиксации негабаритных и тяжеловесных изделий на ТС. При этом, конструкция троса дорабатывается, при помощи винтовых зажимов и коуша, чтобы обустроить петли и применить крюки. Натяжение троса выполняют при помощи цепных стяжек.

Важно! Металлические тросы необходимо периодически испытывать и подтверждать их пригодность в уполномоченном органе, о чём должна свидетельствовать маркировка, нанесённая на специальную несъёмную табличку.

Цепи

Используют для крепления тяжеловесных грузов к платформе и/или палубе. Цепное соединение отличается жёсткостью и обеспечивает неподвижность, при цикличных динамических нагрузках таких как езда по кочкам или морская качка.

Для установки цепных растяжек используют крюки и цепные стяжки.

Ремни

Ремни из синтетического волокна, набирают всё большую популярность при креплении груза, независимо от объекта и типа транспортного средства. Это закономерно, ведь ремни отличаются небольшим весом, прочностью, гибкостью, минимальным коэффициентом удлинения и возможностью применить натяжные и фиксирующие устройства.

Большой ассортимент моделей позволяет подобрать ремень для решения широкого спектра такелажных работ и фиксации.

Важно! При выборе ремня следует строго следовать требованиям, обозначенным на маркировочном ярлыке.

Специальные приспособления

Для перевозки сложных негабаритных изделий иногда приходится применять дополнительные устройства, повторяющие геометрическую форму и обеспечивающие устойчивость за счёт веса.

При этом, необходимо использовать дополнительные средства фиксации.

Варианты крепления груза

Для обеспечения неподвижности объекта во время перевозки используют 4 варианта.

  1. Крепление в месте контакта с поверхностью ТС. В этом случае тару прибивают к деревянному полу кузова или платформы, или используют специальные приспособления, например твистлок или фитинги с болтами. При этом, тара должна иметь стандартные размеры и приспособления для интеграции с механизмами фиксации.
  2. Крепление на распорках.  Данный способ зафиксировать объект рассмотрен выше.
  3. Крепление на растяжках. Наиболее популярный способ добиться неподвижности груза, т.к. предусматривает регулировку натяжения, чтобы обеспечить необходимое пространственное положение. Растяжки из ремней широко применяются для крепления в автофургонах, а растяжки из металлических тросов и цепей при доставке негабаритных и тяжеловесных объектов. 
  4. Комбинированный способ. Когда используют несколько способов, чтобы исключить вероятность смещения груза во время движения.

Процесс крепления грузов

Способы и последовательность установки и крепления на ТС разрабатывается на этапе проектирования изделий и входит в комплект конструкторской документации (КД). При этом, определяются не только конструктивные особенности, но и необходимость упаковки или специализированной тары.

В комплект КД входит схема размещения и крепления груза с указанием центра тяжести, мест и способа захвата при подъёме/опускании, а также способа фиксации на ТС. Если речь идёт о таре, то указывается рядность по высоте, с соответствующим обозначением на коробах или ящиках.

Для погрузо-разгрузочных операций, в зависимости от места выполнения работ: цех, склад готовой продукции или логистический терминал – используют мостовой или автокран, погрузчики или другие устройства.

Важно! Грузоподъёмные механизмы должны проходить периодическое освидетельствование в уполномоченных органах.

После размещения изделия на транспортном средстве, проверяют правильность установки. Затем, фиксируют, используя регламентированные документацией приспособления и технологию. Во время увязки, необходимо периодически проверять не сместился ли центр тяжести, добиваясь равномерного распределения нагрузки между ветвями ремней или цепей.

Перед там как подписать накладную и принять ответственность за груз, перевозчик проверяет правильность крепления.

Правила безопасности при креплении груза

При выполнении такелажных работ во время размещения объекта на ТС, необходимо строго выполнять требования безопасности, от этого зависит целостность груза, исправность машин и механизмов, а также здоровье и жизнь сотрудников.

Так:

  • последовательность операций описывается в утвержденной документации;
  • работы должны выполнять исправным инструментом и приспособлениями;
  • к работам допускаются только обученные и опытные сотрудники, имеющие актуальные свидетельства об аттестации;
  • крепёжные элементы должны соответствовать установленным требованиям и иметь маркировку;
  • необходимо использовать спецодежду и СИЗ;
  • уполномоченные должностные лица должны выполнять проверку требований к размещению и креплению груза и делаться соответствующие записи.

На предприятии должны быть утверждены процедуры предусматривающие санкции за нарушение техники безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных работ.

В документации должна быть описана периодичность и методы контроля крепления объекта в процессе перевозки и меры, которые необходимо предпринять в случае обнаружения несоответствии.

Заключение

Сегодня разработан большой набор вариантов надёжного крепления различных грузов на ТС. Благодаря этому, можно подобрать удобное устройство и технологию, обеспечивающие безопасную доставку товара на значительные расстояния с минимальными рисками.

Постоянно совершенствуется нормативная база и разрабатываются новые решения, позволяющие многократно перегружать объект. Благодаря этому удаётся доставить сложные изделия в самые труднодоступные районы.

Важно! Если у компании нет необходимых компетенций, позволяющих надёжно закрепить груз на транспортном средстве, целесообразно обратиться к профессионалам.

Интересные статьи