Перевозка грузов сопряжена с выполнением комплекса организационно-технических мероприятий. Определение способа крепления груза и соблюдение установленных требований – одна из основных задач направленная на обеспечение сохранности имущества и безопасности во время транспортировки.
В случае ошибок при разработке схемы установки и фиксации груза на транспортном средстве (ТС), а также ненадлежащем выполнении требований, объект может выпасть из кузова, съехать с платформы или опрокинуть ТС. Таким образом, будет спровоцировано ДТП, авария на железной дороге, кораблекрушение или авиакатастрофа. При этом, ущерб измеряется не только порчей или утратой товара и имущества участников движения, но и потерей ТС перевозчика, ущербом для здоровья пострадавших, а в худшем случае, человеческими жертвами.
При определении способа крепления учитывают следующие факторы:
Процесс погрузо-разгрузочных операций и крепления регламентирован правилами и инструкциями, разработанными на основании законодательных актов и стандартов.
В связи с рисками чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим размещением и креплением груза, условия организации перевозок установлены в национальных и международных нормативных актах, среди которых:
Невыполнение требований влечёт остановку движения ТС и наложение административных санкций на должностных лиц транспортной компании.
Практически все грузовые отсеки имеют конструктивные элементы для крепления груза. Исключения составляют цистерны, кузова самосвалов, открытые вагоны и трюмы кораблей – предназначенные для перевозки жидкостей, газов и сыпучих грузов.
Одним из условий устойчивости на полу кузова, ж/д платформы или палубы судна, является применение покрытия с высоким коэффициентом трения, исключающее скольжение. Если пол кузова или железнодорожной платформы деревянный, для надёжного крепления, груз размещают в таре, которую прибивают гвоздями.
Также, в качестве крепёжных приспособлений выступают стационарные петли, предусмотренные конструкцией кузова, прицепа или платформы. Через петли продевают проволоку, канат, ремни или зацепляют крюк, чтобы зафиксировать объект в неподвижном состоянии в грузовом отсеке.
Для доставки контейнеров и танков, в конструкции тары и на ТС предусмотрено устройство стандартной конструкции - твистлок, позволяющий быстро запереть замок, без дополнительных приспособлений.
При необходимости доставки геометрически сложных и/или негабаритных изделий, может понадобится изготовление специального лафета и разработка нестандартных решений.
Когда речь идёт об отгрузке технологического оборудования с завода-изготовителя или доставке упакованной продукции в специализированной таре – в конструкции груза предусматривают дополнительные элементы, обеспечивающие безопасное выполнение такелажных работ, а также надёжное крепление на ТС.
Необходимость деталей для перемещения и фиксации продукции, а также тип и конструктивное исполнение тары определяют на этапе формирования технического задания на проектирование. При этом указывают, вес, габаритные размеры изделий и предполагаемый способ доставки потребителю.
Например, промышленные воздухосборники компрессорных станций снабжены петлями и опорами для зацепа крюками и установки на транспортировочные брусья, а тара в виде поддонов и ящиков дополнительными планками на дне, позволяющими использовать погрузчик с вилами, ремни или канаты.
На сегодняшний день разработан широкий спектр приспособлений, а также способов размещения и крепления в кузове, на платформе или на палубе.
Деревянные распорки и клинья являются нерегулируемым средством фиксации. Их используют при перевозке в контейнере, кузове автомобиля или прицепа, а также в открытых вагонах и на палубах. Это дешёвый и простой способ зафиксировать груз, в неподвижном состоянии благодаря установке брусьев между бортом и объектом. После доставки, распорки и клинья демонтируют, для повторного монтажа или использования не по назначению.
Таким образом, перевозят металлопрокат, пиломатериалы, поддоны с товаром.
Представляют собой приспособление, состоящее из наружной и внутренней планок с механизмом фиксации.
После установки груза в кузове или вагоне, распорки устанавливаются между бортом и объектом. Внутренняя планка, выдвигаясь из наружной, фиксирует груз в неподвижном состоянии. По прибытии в пункт назначения, приспособление складывается, высвобождая объект.
Приспособление многоразового использования, не требующее особых затрат на эксплуатацию.
Использование верёвок, самый древний способ закрепить груз на ТС. В прежние времена применяли пеньковые канаты. Сегодня верёвки производят из полипропилена или полиамида. Синтетическое волокно превосходит пеньку по функциональности, прочности и долговечности.
При помощи канатов увязывают и фиксируют изделия нестандартной формы. Также канаты используют для такелажных работ.
Используется для увязки длинномерных грузов и крепления к стационарным петлям на ТС. В связи с тем, что проволока не обеспечивает постоянное жёсткого соединения, её применяют при перевозках на небольшие расстояния, для открытых кузовов и платформ.
Металлический трос используют для грузоподъёмных работ, а также фиксации негабаритных и тяжеловесных изделий на ТС. При этом, конструкция троса дорабатывается, при помощи винтовых зажимов и коуша, чтобы обустроить петли и применить крюки. Натяжение троса выполняют при помощи цепных стяжек.
Важно! Металлические тросы необходимо периодически испытывать и подтверждать их пригодность в уполномоченном органе, о чём должна свидетельствовать маркировка, нанесённая на специальную несъёмную табличку.
Используют для крепления тяжеловесных грузов к платформе и/или палубе. Цепное соединение отличается жёсткостью и обеспечивает неподвижность, при цикличных динамических нагрузках таких как езда по кочкам или морская качка.
Для установки цепных растяжек используют крюки и цепные стяжки.
Ремни из синтетического волокна, набирают всё большую популярность при креплении груза, независимо от объекта и типа транспортного средства. Это закономерно, ведь ремни отличаются небольшим весом, прочностью, гибкостью, минимальным коэффициентом удлинения и возможностью применить натяжные и фиксирующие устройства.
Большой ассортимент моделей позволяет подобрать ремень для решения широкого спектра такелажных работ и фиксации.
Важно! При выборе ремня следует строго следовать требованиям, обозначенным на маркировочном ярлыке.
Для перевозки сложных негабаритных изделий иногда приходится применять дополнительные устройства, повторяющие геометрическую форму и обеспечивающие устойчивость за счёт веса.
При этом, необходимо использовать дополнительные средства фиксации.
Для обеспечения неподвижности объекта во время перевозки используют 4 варианта.
Способы и последовательность установки и крепления на ТС разрабатывается на этапе проектирования изделий и входит в комплект конструкторской документации (КД). При этом, определяются не только конструктивные особенности, но и необходимость упаковки или специализированной тары.
В комплект КД входит схема размещения и крепления груза с указанием центра тяжести, мест и способа захвата при подъёме/опускании, а также способа фиксации на ТС. Если речь идёт о таре, то указывается рядность по высоте, с соответствующим обозначением на коробах или ящиках.
Для погрузо-разгрузочных операций, в зависимости от места выполнения работ: цех, склад готовой продукции или логистический терминал – используют мостовой или автокран, погрузчики или другие устройства.
Важно! Грузоподъёмные механизмы должны проходить периодическое освидетельствование в уполномоченных органах.
После размещения изделия на транспортном средстве, проверяют правильность установки. Затем, фиксируют, используя регламентированные документацией приспособления и технологию. Во время увязки, необходимо периодически проверять не сместился ли центр тяжести, добиваясь равномерного распределения нагрузки между ветвями ремней или цепей.
Перед там как подписать накладную и принять ответственность за груз, перевозчик проверяет правильность крепления.
При выполнении такелажных работ во время размещения объекта на ТС, необходимо строго выполнять требования безопасности, от этого зависит целостность груза, исправность машин и механизмов, а также здоровье и жизнь сотрудников.
Так:
На предприятии должны быть утверждены процедуры предусматривающие санкции за нарушение техники безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных работ.
В документации должна быть описана периодичность и методы контроля крепления объекта в процессе перевозки и меры, которые необходимо предпринять в случае обнаружения несоответствии.
Сегодня разработан большой набор вариантов надёжного крепления различных грузов на ТС. Благодаря этому, можно подобрать удобное устройство и технологию, обеспечивающие безопасную доставку товара на значительные расстояния с минимальными рисками.
Постоянно совершенствуется нормативная база и разрабатываются новые решения, позволяющие многократно перегружать объект. Благодаря этому удаётся доставить сложные изделия в самые труднодоступные районы.
Важно! Если у компании нет необходимых компетенций, позволяющих надёжно закрепить груз на транспортном средстве, целесообразно обратиться к профессионалам.