Для транспортировки по автомобильным дорогам некоторых видов грузов: металлоконструкций, спецтехники и промышленного оборудования требуется специальное разрешение. Это обусловлено значительными размерами объекта и вследствие этого, рисками создания аварийных ситуаций.
Определение негабаритных грузов и их характеристики установлены в ПДД. К таким грузам, относятся, объекты, размеры которых между крайними точками превышают следующие значения.
Длина (м.) |
для автопоезда |
20 |
для одиночного ТС |
12 |
|
Ширина перевозимого груза (м) |
2,55 |
|
Высота от земли до врехней точки груза (м) |
4 |
При этом, объект не должен выходить за пределы полуприцепа по длине, более чем на 2 м.
Также, к негабаритным, относят тяжеловесные объекты, вес которых превышает 500 кг.
Например: балки и фермы быстровозводимых зданий, элементы газоразделительных колонн, зерноуборочные комбайны и т.п.
В процессе движения по дорогам общего пользования, такие грузы могут:
Поэтому, перевозка негабаритных грузов требует выполнения ряда организационно-технический мероприятий и оформления разрешения в уполномоченных государственных органах.
Процесс оформления регламентирован Приказом Минтранса России от 18.10.2022 N 418 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71254).
Комплект документов оформляет перевозчик, согласовывает у владельца автодорог и инфраструктурных объектов, находящихся по пути движения, которые попадают в зону риска, а затем отправляют на подпись в ГИБДД и утверждение в региональное отделение Федерального дорожного агентства Росавтодор.
Сегодня имеется возможность оформить разрешение на перевозку негабаритных грузов, через портал Госуслуги.
В процессе подготовки необходимо:
Образец заполненного заявления
Образец схемы размещения груза на прицепе
Перечень документов может быть расширен с учётом требований регионального законодательства.
Например. Перед подачей комплекта документов для перевозки негабаритного груза по Москве необходимо убедиться, что транспортное средство числится в Единой региональной навигационно-информационной системе (РНИС) города.
В процессе согласования, региональные дирекции Росавтодора и ведомства, отвечающие за муниципальные и инфраструктурные объекты, расположенные по пути следования, оценивают риски аварийных ситуаций и подписывают разрешение либо уведомляют о необходимости изменения маршрута.
Например. В Москве, возможность провоза негабарита по городским улицам согласовывает ЦОДД.
Если планируется перевозить негабаритный груз по территории заповедников или национальных парков, в горных условиях или условиях Крайнего Севера, может понадобится согласование с природоохранными органами, т.к. в процессе движения создаются риски для экосистем.
После получения согласований, бланк направляется в ГИБДД. При отсутствии замечаний, ГИБДД подписывает документ и возвращает в Росавтодор для утверждения и выдачи заявителю.
Чтобы избежать необходимости многократных корректировок, перед подачей документов, целесообразно проконсультироваться с экспертами, работающими в сфере перевозок негабаритных грузов.
При оформлении документов через портал Госуслуги, согласование происходит по схеме межведомственного взаимодействия. При этом, экономится время, но значительно повышаются риски получить отказ и появление необходимости оперативно внести изменения в документацию.
Срок действия разрешения зависит от количества и периодичности поездок, но не более 3-х месяцев.
Пример оформленного разрешения
Росавтодор может не разрешить транспортировку негабаритных грузов по причине несоответствия дорог или наличия непреодолимых препятствий на пути следования. В этом случае придётся согласовать с заказчиком возможность разобрать объект на несколько частей или кардинально изменить маршрут, а также обсудить с заинтересованными сторонами возможность устранения препятствий.
Например - временно демонтировать инженерные сооружения или объекты дорожной инфраструктуры.
При отказе, по причине несоответствия или отсутствия документов, или неуплату компенсации на восстановление дорожного полотна, необходимо устранить замечания и подать заявления повторно. В этом случае придётся ещё раз оплатить госпошлину.
В стоимость согласования документов входит Госпошлина, равная 1600 р. и сумма возмещения ущерба дорожному полотну, которая рассчитывается по специальной формуле и зависит от региона.
Например, каждые 100 км. движения по федеральным автодорогам, рассчитанным под нагрузку 10 тонн, в Центральном федеральном округе составят 1350 рублей, в Южном - 995 рублей, на Дальнем Востоке – 1 884 рубля.
Срок рассмотрения документов регламентирован п. 40 Приказа Минтранса № 167. При отсутствии замечаний со стороны ведомств участвующих в согласовании, разрешение выдается в течение 2-х рабочих дней. При сложном маршруте или межведомственных разногласиях, рассмотрение может затянуться до 15 дней.
Оформить разрешение за 1 день возможно в случае транспортировки объекта необходимого в зоне ЧС или других экстренных случаях, регламентированных в специальных актах органов Государственной власти.
Транспортировать негабаритные объекты по дорогам общего пользования без разрешения запрещено.
Штраф оплачивает водитель, ответственное должностное лицо и организация, выполняющая перевозку. Сумма штрафа зависит от превышения габаритов или нагрузки на оси.
Водитель |
Штраф от 1000 до 10 000 р. или лишение прав на срок до 6 месяцев |
Должностное лицо ответственное за перевозку |
Штраф от 10 000 до 50 000 р. |
Компания-перевозчик |
Штраф от 100 000 до 500 000 р. |
Если оплатить штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления, можно воспользоваться 50% скидкой.
Следует учитывать, что санкции могут возникнуть по причине некорректной работы оборудования. Например: камер автоматической фиксации или оборудования на пункте весогабаритного контроля.
Если перевозчик считает, что решение незаконно, он может обжаловать санкции в 10-дневный срок, с момента вынесения постановления.
После получения разрешения на перевозку негабаритного груза, запрещено менять объект транспортировки, а также схему его размещения и крепления на прицепе.
Также, запрещено менять заявленный в документах тягач и водителя.
На момент перевозки, все указанные данные должны быть актуальны.
Пред началом движения, следует ещё раз проконтролировать состояние транспортного средства.
Если согласовано сопровождение автомашиной ГИБДД с включёнными проблесковыми огнями, то без сопровождения начинать движение запрещено.
Перевозку следует осуществлять в согласованное время, чтобы минимизировать влияние на привычный дорожный трафик.
Перевозка крупногабаритных грузов сложный и ответственный процесс, связанный с риском, как для перевозчика, так и для других участников движения. В случае аварии, могут пострадать не только перевозимый объект и дорожная инфраструктура, но и водители с пассажирами других автомобилей, находящихся в зоне риска. Поэтому к подготовке перевозки и оформлению разрешения, необходимо относится ответственно и при возникновении трудностей обращаться к экспертам.