Чтобы максимально использовать технические возможности автомобилей, ж/д вагонов, грузовых отсеков самолётов и трюмов кораблей - необходимо рассчитать общий объем груза и соотнести с характеристиками ТС. Так, в зависимости от конструктивных особенностей и материала:
Рассмотрим способы расчёта, в зависимости от объекта перевозки.
Способ оценки показателей зависит от вида груза, а также величин измерения характеристик объекта.
Измеряют:
В грузоперевозках используется показатели веса:
Для жидких и сыпучих грузов, перевозимый объём зависит от ёмкости цистерны, вагона или трюма. При этом, в большинстве случаев, грузоподъёмность ТС адаптирована под вес предполагаемого объёма нефти, угля, зерна, цемента и т.п.
Если речь идёт о фасованном товаре или предметах, упакованных в коробки, то объём считается методом перемножения длины, ширины и высоты тары, с последующим умножением на количество коробок.
Так объём партии коробок можно рассчитать по формуле:
Vпартии = Д х Ш х В х n
где: Д – длина
Ш – ширина;
В – высота;
n – количество коробок.
При расчёте объектов цилиндрической формы, например: бочек, труб большого диаметра, воздухосборников и т.п., пользуются формулой:
Vцилиндр = π х R2 х Д
где: π = 3,14;
R – радиус основания или торца;
Д – длина изделия.
При необходимости расчёта объекта сложной геометрической формы, пользуются 2-мя методами.
В зависимости от полученных значений, подбирают ТС с соответствующим объёмом грузового отсека.
Объёмный вес (ОВ) или плотность груза показывает массу единицы объёма в тоннах на метр кубический (кг/м3).
Данный показатель позволяет оценить эффективность использования ТС.
Существуют 4 класса использования грузоподъёмности транспортного средства.
Где числовые значения являются коэффициентом использования грузоподъёмности (Кгр) и вычисляются по формуле:
Кгр = Вфакт/Мг
где: Вфакт – фактический вес груза брутто, при условии полностью заполненного грузового отсека;
Мг – максимальная грузоподъёмность ТС.
То есть, если груз занял весь объём фуры, вагона или трюма, но при этом грузоподъёмность ТС превышает вес брутто товара, значит доставка будет неэффективной.
При подборе ТС для перевозки больших объёмов идентичных товаров пользуются упрощённым методом оценки эффективности перевозок. Данные формулы выведены на основании длительных статистических наблюдений и позволяют быстро получить усреднённые значения с минимальной погрешностью.
Для товаров, перевозимых в коробках, формула будет иметь вид:
ОВ (кг) = Д х Ш х В / 5000
Для товаров, перевозимых паллетами:
ОВ (кг) = Д х Ш х В х 200
Для контейнерных перевозок:
ОВ (кг) = Д х Ш х В х 1000
ОВ партии определяется суммированием числа коробок, паллет, контейнеров или применяют формулу:
ОВ (кг) = Д х Ш х В х 167
где: Д – длина
Ш – ширина;
В – высота;
Выраженные в сантиметрах (см).
Данный метод позволяет оценить степень эффективности использования корабля или ж/д состава, при загрузке разнородным товаром в разной упаковке.
Перевозчик заинтересован в максимальном использовании грузоподъёмности имеющегося подвижного состава. Но как быть, если необходимо перевести партию пористого материала, например пенопласта или поролона – имеющих небольшую массу при значительном объёме занимаемого места?
В таких случаях используют консолидированную загрузку разнородными материалами, например, на полу вагона или автофургона расставляют поддоны с кирпичом, а сверху укладывают упакованные листы пенопласта.
При этом, целесообразно пользоваться точными способами расчёта.
Важно! При заполнении грузового отсека разнородными по плотности объектами, необходимо равномерно распределить вес, иначе при движении может произойти опрокидывание ТС.
Подсчёты и оценка целесообразности доставки требует педантичности и учёта многих факторов, среди которых:
Так при экспортно-импортных операциях длина объекта может выражаться в разных показателях и в расчётах её необходимо приводить к метру или сантиметру, например:
Особое внимание единицам измерения следует уделять при использовании коэффициентов, например при применении формул упрощённого расчёта. В этом случае, ошибки могут привести к значительным искажениям результатов. В итоге или груз не поместится в планируемое ТС, или получится недогруз, как следствие, стоимость перевозки окажется завышенной и клиент откажется от сотрудничества.
Также необходимо учитывать, что некоторые объекты состоят из комбинации разных материалов, с разной плотностью, не учёт этого фактора может привести к перегрузу и невозможности доставки запланированным ТС.
На тарифную политику транспортной компании влияет комплекс факторов, среди которых:
С одной стороны, перевозчики стараются максимально использовать грузоподъёмность ТС и не допускать недогрузов. С другой стороны, не хочется терять клиентов с объёмными, но легковесными грузами. Наряду с комплексной загрузкой, повысить эффективность бизнеса может наличие ТС малой грузоподъёмности.
Таким образом, независимо от вида груза, всегда можно предложить привлекательные условия сотрудничества.
Стремясь повысить эффективность перевозок необходимо внедрять максимально точные методы расчётов общего объёма груза. Помочь в этом может внедрение специализированного программного обеспечения интегрированного в WMS систему компании или 1С:Предприятие.
Для внедрения автоматизированных систем управления, начинающим логистическим компаниям целесообразно обратиться к профессионалам.