Товарооборот – неотъемлемый элемент мировой экономики. Ежедневно, миллионы тонн грузов перевозятся транспортными компаниями и хранятся на логистических терминалах, по пути от производителя к потребителю. По данным Конференции ООН UNCTAD, глобальный объём взаимной торговли по итогам 2022 года превысил 32 трлн. USD.
Чтобы обеспечить своевременную доставку и сохранность, используют классификацию грузов, при этом, руководствуются рядом законодательных актов, среди которых:
Классификация грузов – комплекс нормативных документов, определяющих условия обращения с товарно-материальными ценностями, предназначенными для транспортировки и направленных на:
Классификация перевозимых грузов помогает на стадии подготовки договора, безошибочно определить наиболее рациональный и безопасный способ доставки.
Общая классификация грузов, таблица.
По природе |
|||||
Твёрдые |
Жидкие |
Газообразные |
|||
По способу перевозки |
|||||
Сыпучие |
Наливные |
Фасованные |
Штучные |
||
По опасности |
|||||
Обычные |
Опасные |
||||
По сроку годности |
|||||
Обычные |
Скоропортящиеся |
||||
По размерам |
|||||
Стандартные |
Негабаритные |
Длинномерные |
Тяжеловесные |
||
По условиям хранения |
|||||
На открытом воздухе |
В помещении |
В специальных условиях |
В зависимости от вида и класса груза, подбирают способ транспортировки:
автомобильный;
железнодорожный;
водный;
воздушный;
или трубопроводный.
Рассмотрим подробнее описанные классы, чтобы понять их взаимосвязь.
К твёрдым – относятся вещества, имеющие форму и объём.
|
Твёрдые |
|
Сыпучие |
Штучные |
|
Пример |
Песок, цемент, зерно, сахар |
Кирпич, предметы одежды, оборудование |
Способ погрузки и транспортировки |
Навалом, в мешках, биг-бэгах |
На поддонах, в таре, на платформах |
Единицы измерения |
Тонны |
Штуки |
Для погрузо-разгрузочных операций с сыпучими веществами применяются:
ковшовые погрузчики;
экскаваторы;
специальные комплексы, состоящие из системы конвейеров и трубопроводов.
Штучные грузы перемещают при помощи вилочных погрузчиков и кранового оборудования, на поддонах, в ящиках или контейнерах.
К жидким – относятся вещества не имеющие формы
Жидкие |
||
Наливные |
Фасованные |
|
Пример |
Растительное масло, нефть и нефтепродукты, спирт |
Растворители, подсолнечное или моторное масло в бутылках и канистрах |
Способ погрузки и транспортировки |
В железнодорожных и автомобильных цистернах, по трубопроводам |
На поддонах, в ящиках, в контейнерах |
Единицы измерения |
Тонны иногда литры |
Штуки или места |
Погрузо-разгрузочные операции выполняются с использованием специальных наливных комплексов.
Фасованные жидкости перемещают при помощи вилочных погрузчиков и кранового оборудования, на поддонах, в ящиках или контейнерах.
Газы – не имеют формы и объёма. Особенностью газов, является способность менять состояние в зависимости от температуры и давления.
|
Газы |
|
Сжиженные |
Трубопроводные |
|
Пример |
Пропан, инертные газы, кислород |
Природный газ из месторождений |
Способ погрузки и транспортировки |
В специальных цистернах, в баллонах |
По трубопроводам |
Единицы измерения |
Метры кубические |
Метры кубические |
Подготовка к перевозке осуществляется на специальных газозаправочных станциях, где цистерны и баллоны предварительно вакуумируются, затем в них закачивается газ.
Подготовка к перевозке осуществляется на специальных газозаправочных станциях, где цистерны и баллоны предварительно вакуумируются, затем в них закачивается газ.
Фасованные и штучные грузы перевозятся в таре, упакованными или на специальных транспортных средствах:
контейнерах;
автофурах;
крытых вагонах;
автомобильных или железнодорожных платформах;
В качестве тары и упаковки используются:
мешки, биг-бэги – для сыпучих грузов;
бутылки, канистры, бочки – для жидкостей;
коробки и ящики – для штучных предметов;
баллоны – для газов.
У каждого вида упаковки есть преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
Недостатки:
Большинство товаров народного потребления перевозится в упакованном виде.
Существует перечень грузов, относящихся к классу опасных. Для их перевозки используют специальные транспортные средства, наносят установленную в нормативной документации маркировку, обеспечивают условия перевозки.
К опасным, относятся:
Перемещение опасных грузов запрещено пока не выполнены все требования, обеспечивающие безопасность участников процесса перевозки.
При выборе способа доставки важную роль играет соотношение объёма и веса груза (плотность). Так, существуют 4 класса использования грузоподъёмности транспортного средства.
I = 1
II = от 0,71 до 0,99
III = от 0,51 до 0,7
IV = от 0,41 до 0,5
Где числовые значения являются коэффициентом использования грузоподъёмности и вычисляются по формуле учитывающей вид товара и тары, технические характеристики транспортного средства и другие параметры.
По весу грузы дифференцируются на:
Чем больше весит единица объёма, тем плотнее будет считаться товар, притом, независимо от природы. Твёрдые вещества обладают большей плотностью чем жидкости. А вот нефть и нефтепродукты менее плотные чем вода.
Логистические компании стараются подобрать транспортное средство с максимальным коэффициентом использования грузоподъёмности, в противном случае, при заполненном объёме фура или вагон будет считаться недогруженным и приравниваться к порожним перевозкам. Это сказывается на формировании тарифа и себестоимости продукции.
Классификация грузов и транспортных средств, зависит от значений характеристик. К ним относятся:
Учитывая характеристики, подбирают тару и наносят обозначения, обеспечивающие сохранность товарно-материальных ценностей.
Если длина, ширина и высота превышает установленные нормы для определённого транспортного средства, груз считается негабаритным и необходимо принять дополнительные меры, направленные на безопасность или отказаться от данной перевозки.
Для железнодорожного транспорта максимально допустимы:
Для автоперевозок:
Данные значения обусловлены стандартами, применяемыми при возведении объектов дорожной инфраструктуры.
Для автотранспорта допускается превышение длины груза на 2 м., при этом, необходима дополнительная маркировка выступающего за пределы прицепа участка. Такие изделия считаются длинномерными.
Также для организации перевозки негабаритных грузов необходимо согласовать маршрут и часы движения.
Существует ряд товаров, которые могут повредится при толчках, ударах и ненадлежащих условиях хранения. Такие грузы требуют дополнительной, либо специальной упаковки и бережного обращения в процессе погрузо-разгрузочных операций.
Кроме мягких прокладок и жёсткого ящика, на упаковку наносят особые обозначения, предупреждающие о правилах обращения с товаром.
Влияние перевозок грузов на экологию приобретает всё большую актуальность. Если раньше обращалось особое внимание на выхлопные газы от автомобилей, дизельных локомотивов и кораблей, то в последнее время, на первое место выходят риски связанные с возможностью разливов нефтепродуктов, или отравляющих веществ, а также проблема утилизации неразлагающейся тары.
Эксперты считают, что в данном направлении необходимо развивать законодательную базу, регулирующую обращение с тарой и упаковкой, а также шире внедрять «зелёные» технологии на транспорте.
Кроме этого, необходимо ужесточить контроль за техническим состоянием подвижного состава, используемого для транспортировки экологически опасных веществ.
Современные грузоперевозки немыслимы без использования интернета и IT технологий. Логистические компании активно внедряют передовые методы управления процессами, позволяющие организовать доставку товара в кратчайшие сроки за минимальную стоимость.
Классификация грузов является фундаментом, на котором строится стандартизация, обеспечивающая единообразие терминологии, понятий и характеристик.
Таким образом, снижается количество ошибок при подготовке документов, выборе маршрута и транспортных средств, достигается максимальная эффективность и рентабельность перевозок.