Классификация грузов: виды и характеристики

Дата
07 августа 2023 г.

Товарооборот – неотъемлемый элемент мировой экономики. Ежедневно, миллионы тонн грузов перевозятся транспортными компаниями и хранятся на логистических терминалах, по пути от производителя к потребителю. По данным Конференции ООН UNCTAD, глобальный объём взаимной торговли по итогам 2022 года превысил 32 трлн. USD.

Чтобы обеспечить своевременную доставку и сохранность, используют классификацию грузов, при этом, руководствуются рядом законодательных актов, среди которых:

  • Решение Комиссии ТС от 20.09.2010 N 378 (последняя ред. от 15.11.2022) – регламентирует международную классификацию грузов в рамках ЕАЭС, для оформления таможенных деклараций;
  • ГОСТ Р 57478-2017 «Грузы опасные. Классификация»;
  • Постановления Правительства устанавливающие требования к перевозке различными видами транспорта;
  • Отраслевые стандарты и правила.

Классификация грузов – комплекс нормативных документов, определяющих условия обращения с товарно-материальными ценностями, предназначенными для транспортировки и направленных на:

  • упорядочивание погрузо-разгрузочных операций;
  • создание надлежащих условий хранения;
  • выбор маршрута и организацию перевозки; 
  • рациональное использование транспортных средств;
  • обеспечение целостности. 

Классификация перевозимых грузов помогает на стадии подготовки договора, безошибочно определить наиболее рациональный и безопасный способ доставки.

Общая классификация грузов, таблица.

По природе

Твёрдые

Жидкие

Газообразные

По способу перевозки

Сыпучие

Наливные

Фасованные

Штучные

По опасности

Обычные

Опасные

По сроку годности

Обычные

Скоропортящиеся

По размерам

Стандартные

Негабаритные

Длинномерные

Тяжеловесные

По условиям хранения

На открытом воздухе

В помещении

В специальных условиях

 

В зависимости от вида и класса груза, подбирают способ транспортировки: 

  • автомобильный;

  • железнодорожный;

  • водный;

  • воздушный; 

  • или трубопроводный.

Рассмотрим подробнее описанные классы, чтобы понять их взаимосвязь.

Классификация по природе груза 

 

К твёрдым – относятся вещества, имеющие форму и объём. 

 

Твёрдые

Сыпучие

Штучные

Пример

Песок, цемент, зерно, сахар

Кирпич, предметы одежды, оборудование

Способ погрузки и транспортировки

Навалом, в мешках, биг-бэгах

На поддонах, в таре, на платформах

Единицы измерения

Тонны

Штуки

 

Для погрузо-разгрузочных операций с сыпучими веществами применяются:

  • ковшовые погрузчики;

  • экскаваторы;

  • специальные комплексы, состоящие из системы конвейеров и трубопроводов.

Штучные грузы перемещают при помощи вилочных погрузчиков и кранового оборудования, на поддонах, в ящиках или контейнерах.

К жидким – относятся вещества не имеющие формы

 

Жидкие

Наливные

Фасованные

Пример

Растительное масло, нефть и нефтепродукты, спирт 

Растворители, подсолнечное или моторное масло в бутылках и канистрах 

Способ погрузки и транспортировки

В железнодорожных и автомобильных цистернах, по трубопроводам 

На поддонах, в ящиках, в контейнерах

Единицы измерения

Тонны иногда литры

Штуки или места

 

Погрузо-разгрузочные операции выполняются с использованием специальных наливных комплексов.

Фасованные жидкости перемещают при помощи вилочных погрузчиков и кранового оборудования, на поддонах, в ящиках или контейнерах.

Газы – не имеют формы и объёма. Особенностью газов, является способность менять состояние в зависимости от температуры и давления.  

 

Газы

Сжиженные

Трубопроводные

Пример

Пропан, инертные газы, кислород 

Природный газ из месторождений 

Способ погрузки и транспортировки

В специальных цистернах, в баллонах 

По трубопроводам

Единицы измерения

Метры кубические

Метры кубические

 

Подготовка к перевозке осуществляется на специальных газозаправочных станциях, где цистерны и баллоны предварительно вакуумируются, затем в них закачивается газ. 

 

Подготовка к перевозке осуществляется на специальных газозаправочных станциях, где цистерны и баллоны предварительно вакуумируются, затем в них закачивается газ. 

Классификация по характеру упаковки и способу транспортировки

 

Фасованные и штучные грузы перевозятся в таре, упакованными или на специальных транспортных средствах:

  • контейнерах;

  • автофурах;

  • крытых вагонах;

  • автомобильных или железнодорожных платформах;

В качестве тары и упаковки используются:

  • мешки, биг-бэги – для сыпучих грузов;

  • бутылки, канистры, бочки – для жидкостей;

  • коробки и ящики – для штучных предметов;

  • баллоны – для газов.

У каждого вида упаковки есть преимущества и недостатки. 

К преимуществам можно отнести:

  • возможность перевозки мелкими партиями, в том числе, в составе сборных грузов;
  • широкий спектр использования погрузо-разгрузочной техники для перевалки;
  • простой учёт и контроль целостности.

Недостатки:

  • традиционно, тара и упаковка не возвращаются поставщику;
  • при нарушении герметичности возможна порча или утрата товара.

Большинство товаров народного потребления перевозится в упакованном виде.

Классификация по опасности

 

Существует перечень грузов, относящихся к классу опасных. Для их перевозки используют специальные транспортные средства, наносят установленную в нормативной документации маркировку, обеспечивают условия перевозки.

К опасным, относятся:

  • вещества способные самовозгораться или взрываться в определённых условиях;
  • ядовитые и отравляющие вещества;
  • органические перекиси;
  • радиоактивные;
  • едкие;
  • и т.д.

Перемещение опасных грузов запрещено пока не выполнены все требования, обеспечивающие безопасность участников процесса перевозки.

Классификация грузов в зависимости от веса и объёма
 

При выборе способа доставки важную роль играет соотношение объёма и веса груза (плотность). Так, существуют 4 класса использования грузоподъёмности транспортного средства.

I = 1

II = от 0,71 до 0,99

III = от 0,51 до 0,7

IV = от 0,41 до 0,5

Где числовые значения являются коэффициентом использования грузоподъёмности и вычисляются по формуле учитывающей вид товара и тары, технические характеристики транспортного средства и другие параметры.

По весу грузы дифференцируются на:

  • легковесные – до 80 кг.;
  • стандартные:
  • до 250 кг. – для штучных предметов;
  • до 500 кг. – для насыпных;
  • более 500 кг. – тяжеловесные.

Чем больше весит единица объёма, тем плотнее будет считаться товар, притом, независимо от природы. Твёрдые вещества обладают большей плотностью чем жидкости. А вот нефть и нефтепродукты менее плотные чем вода. 

Логистические компании стараются подобрать транспортное средство с максимальным коэффициентом использования грузоподъёмности, в противном случае, при заполненном объёме фура или вагон будет считаться недогруженным и приравниваться к порожним перевозкам. Это сказывается на формировании тарифа и себестоимости продукции.

Основные характеристики грузов
 

Классификация грузов и транспортных средств, зависит от значений характеристик. К ним относятся:

  • габаритность;
  • хрупкость;
  • способность изменять характеристики под воздействием атмосферных факторов;
  • экологичность.

Учитывая характеристики, подбирают тару и наносят обозначения, обеспечивающие сохранность товарно-материальных ценностей.

Классификация негабаритных грузов 
 

Если длина, ширина и высота превышает установленные нормы для определённого транспортного средства, груз считается негабаритным и необходимо принять дополнительные меры, направленные на безопасность или отказаться от данной перевозки.

Для железнодорожного транспорта максимально допустимы:

  • длина 14 м.;
  • ширина 3,25 м.;
  • высота 5,3 м.

Для автоперевозок:

  • длина 20 м.;
  • ширина 2,55 м.;
  • высота 4 м.

Данные значения обусловлены стандартами, применяемыми при возведении объектов дорожной инфраструктуры.

Для автотранспорта допускается превышение длины груза на 2 м., при этом, необходима дополнительная маркировка выступающего за пределы прицепа участка. Такие изделия считаются длинномерными.

Также для организации перевозки негабаритных грузов необходимо согласовать маршрут и часы движения.

Хрупкость и подверженность атмосферным воздействиям

 

Существует ряд товаров, которые могут повредится при толчках, ударах и ненадлежащих условиях хранения. Такие грузы требуют дополнительной, либо специальной упаковки и бережного обращения в процессе погрузо-разгрузочных операций.

Кроме мягких прокладок и жёсткого ящика, на упаковку наносят особые обозначения, предупреждающие о правилах обращения с товаром. 

Классификация по влиянию на окружающую среду

 

Влияние перевозок грузов на экологию приобретает всё большую актуальность. Если раньше обращалось особое внимание на выхлопные газы от автомобилей, дизельных локомотивов и кораблей, то в последнее время, на первое место выходят риски связанные с возможностью разливов нефтепродуктов, или отравляющих веществ, а также проблема утилизации неразлагающейся тары.

Эксперты считают, что в данном направлении необходимо развивать законодательную базу, регулирующую обращение с тарой и упаковкой, а также шире внедрять «зелёные» технологии на транспорте.

Кроме этого, необходимо ужесточить контроль за техническим состоянием подвижного состава, используемого для транспортировки экологически опасных веществ. 

Значимость классификации грузов в логистике

 

Современные грузоперевозки немыслимы без использования интернета и IT технологий. Логистические компании активно внедряют передовые методы управления процессами, позволяющие организовать доставку товара в кратчайшие сроки за минимальную стоимость.

Классификация грузов является фундаментом, на котором строится стандартизация, обеспечивающая единообразие терминологии, понятий и характеристик.

Таким образом, снижается количество ошибок при подготовке документов, выборе маршрута и транспортных средств, достигается максимальная эффективность и рентабельность перевозок.

 

Интересные статьи